Как влияют гаджеты на организм человека. Доклад с презентацией к родительскому собранию на тему: "Влияние гаджетов на детей и подростков" Как гаджеты влияют на здоровье

В век информационных технологий очень сложно оградить детей от использования различной техники, электроники и гаджетов: компьютеров, телефонов, планшетов и пр. Да, и нужно ли это? Возможно, в использовании этих устройств для детей содержится и немало пользы? Сегодня поговорим о том, какие положительные и отрицательные стороны есть в использовании компьютеров и гаджетов, и что нужно делать, чтобы они не навредили ребенку.

Дети и компьютеры

Компьютеры и различные гаджеты (телефоны, планшеты и пр.) давно уже стали незаменимыми вещами в нашей жизни. И их можно увидеть в руках даже маленьких детей.

Гаджеты и ПК можно использовать не только для связи и развлечений, но и для обучения. Сегодня существует множество обучающих программ, в школах введены электронные дневники, используются дистанционные системы обучения и т.д. Чтобы извлечь из использования ребенком компьютера и другой электроники максимум пользы и при этом снизить отрицательное влияние, стоит ознакомиться с советами по правильному применению техники.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

  1. Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.
  2. Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Пример детской обучающей программы.

  1. Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.
  2. Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.
  3. Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения, совместно работать над проектами и др.

Использование гаджетов имеет много плюсов, однако необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы не нанести вред здоровью.

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

  • Знакомить ребенка с данными устройствами стоит не ранее двух лет
  • В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей
  • В 2-3 года можно проводить за гаджетом или компьютером не более 15-20 минут в день; в 4-5 лет – не более 20-25 минут; в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов
  • Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см
  • Яркость дисплея должна быть низкой
  • При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора
  • Под компьютерным столом рекомендуется установить подставку для ног, чтобы предотвратить негативное воздействие на них длительного сидения
  • При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Ребенку дошкольного возраста старайтесь давать гаджет как можно реже. Необходимо объяснять, что данное устройство предназначено для работы, и вместо просмотра мультиков лучше запустить развивающие программы и ролики. Для детей старшего возраста, которые самостоятельно используют компьютеры, необходимо делать акцент на том, что информация в Интернете не всегда достоверна. Поэтому нужно очень внимательно ее выбирать. Для ограничения времени пользования устройством можно установить «родительский контроль».


Как правильно сидеть за компьютером.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

  1. Проблемы со здоровьем. Частое сидение за компьютером или планшетом может привести к покраснению и сухости глаз, ухудшению зрения, нарушению осанки, проблемам с мышцами (от их длительной неподвижности), кислородному голоданию мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха), расстройствам сна.
  2. Психологические проблемы. Дети, с раннего возраста много пользующиеся гаджетами и мало времени проводящие со сверстниками, могут иметь проблемы с социальной адаптацией. Им трудно общаться с людьми, находить с ними общий язык, они робки и застенчивы, мало знают о жизни за пределами компьютера и часто теряются в реальных жизненных ситуациях.
  3. Зависимость. Это самое серьезное последствие от использования ПК и гаджетов. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройства, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т.д.) и имеет целый ряд симптомов.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

  • Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)
  • Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.
  • Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством
  • Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними
  • Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)
  • Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.


Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

  1. Сократить время работы с устройством. Однако помните, что не нужно строго запрещать ребенку сидеть за компьютером или отбирать у него планшет. Это вызовет негативную реакцию и может лишь усугубить ситуацию. Придумайте какой-то хитрый ход, например, давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно. В более серьезных случаях можно отдать устройство «в ремонт», чтобы за это время привить малышу любовь к другим занятиям.
  2. Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем-то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.
  3. Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.

Д ети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

  1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
  2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
  3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
  4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

  1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день
  2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом
  3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
  4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет
  5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности
  6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

  • Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты.
  • Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
  • Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
  • Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
  • Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
  • Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S . Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Татьяна Гогуадзе – Почётный Педагог России, учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.

По данным ВОЗ, около 1,8 миллиарда людей во всем мире пользуются смартфонами каждый день. Так, по проведенным исследованиям известно, что средний пользователь проверяет свой смартфон около 150 раз в день, пишет kp.by.

Как же влияют гаджеты на психику и состояние организма человека?

1. Страдает спина

Большое количество времени владельцы смартфонов проводят, общаясь в WhatsApp, печатая СМС, проверяя сообщения или играя. По сообщениям британской ассоциации хиропрактики (вид мануальной терапии), это привело к резкому увеличению количества молодежи с проблемами спины.

Примерно половина подростков жалуются на боли в спине и шее, из-за постоянно склоненной позы над своими гаджетами.

Хиропрактик Тим Хитчвел сообщил, лишь за последний год число молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет с патологиями спины выросло на 60%.

Вы сидите, полусогнувшись, и в этот момент давление на ваши межпозвонковые диски в два раза выше, чем в обычном положении, - отмечает Хитчвел.

2. Водители с гаджетами подобны пьяным

Исследования ученых Университета Карнеги-Меллона показали, что у водителей, ведущих разговор по смартфону, на 37% понижается активность мозга.

А профессор психологии Марсель Жюст заявляет, что разговор по гаджету, во время управления машиной, вынуждает водителя делать те же ошибки, что делают люди под воздействием алкоголя. Причем, это относится и к пешеходам.

3. Повышается тревожность

Как ни странно, но новые коммуникационные устройства порождают у людей чувство одиночества и изолированности. В Вашингтонском фонде Генри Кайзера определили, что молодые люди, каждый день тратят 10-11 часов, глядя на свои телефоны, ожидая сообщения от друзей, и их отсутствие вызывает беспокойство и чувство, что его все игнорируют.

4. Ожирение

Доктор Джонатан Дюринг, пресс-секретарь Королевского колледжа хирургов Эдинбурга, считает, что снижение физической активности ведет к росту случаев ожирения и является четвертой по значимости причиной смертности во всем мире.

Отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Причем их не только легче будет получить, но и тяжелее потом будет с ними бороться, - подчеркивает он.

5. Депрессия

Детский психотерапевт Джули Линн Эванс говорит, что 20 лет назад она сталкивалась с одной-двумя попытками детского самоубийства в год, а сейчас уже с четырьмя случаями в месяц.

Она считает, что рост числа депрессивных подростков, больных анорексией, молодежи с суицидальными мыслями напрямую связан с гаджетами, где «они свободно путешествуют в темном мире, который зачастую вовсе не предназначен для детей ».

6. Бессонница

Больше 60% молодежи от 18 до 21 года в постели читают или играют перед сном. Однако директор клиники исследования сна университета Логборо Кевина Моргана отмечает, что 2 часа чтения текста на смартфоне останавливают выработку мелатонина и появляется серьезная проблема со сном.

7. Снижение концентрации внимания

По исследованиям ученых из ассоциации психологов Америки известно, что смартфоны существенно ослабляют внимания человека. Просто присутствие смартфона рядом с человеком может сильно уменьшить его концентрированность на выполняемой работе.

В частности, задачи на внимание вместе с рядом лежащем телефоном решаются труднее. Человек постоянно отвлекается и смотрит, не пришло ли сообщения.

А так уж ли виноваты гаджеты, что мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, что портим свое здоровье?

Может все-таки больше надо заниматься собой, детьми, и не пользоваться телефонами в ситуациях, которые требуют концентрации и смартфон превратится в нужный предмет, который облегчает жизнь.

Современное общество сегодня невозможно представить без гаджетов - смартфонов, планшетов, умных часов и т.д. Несомненно, они облегчают нам жизнь и вносят в нее разнообразие, однако мы до сих пор не имеем четкого представления, какое воздействие на нас оказывают эти устройства.


По данным Всемирной организации здравоохранения, более полутора миллиардов людей во всем мире пользуются смартфонами и другими девайсами каждый день, а среднестатистический пользователь проверяет свой смартфон не менее 150 раз в день. Массовое увлечение электронными устройствами началось сравнительно недавно - в последние 10 - 15 лет, поэтому однозначный ответ о влиянии на здоровье человека пока не получен. Действительно, эта тема на сегодняшний день является одной из самых популярных среди ученых всего мира. По их мнению, воздействие гаджетов на человека весьма разнообразно и носит комбинированный характер - это и влияние электромагнитного излучения, и чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор из–за размера экрана и других параметров устройств. А еще - испорченная осанка, психологические проблемы и, наконец, экологическая безопасность материала, из которого был сделан гаджет. Как показали результаты недавних исследований, не менее 70% людей на самом деле при активном использовании своих гаджетов страдали от постоянных болей в плечах, суставах кистей рук, области шеи и спины. Объяснить это с точки зрения анатомии достаточно легко - вы долго сидите в полусогнутом положении, в то время как давление на ваши межпозвонковые диски в два раза выше, чем в обычном положении. Печальные статистические данные указывают на существенное (до 60%) увеличение количества молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет с теми или иными проблемами позвоночника. Если в последнее время вы страдаете от повышенной утомляемости и «беспричинной» головной боли, возможно, причина кроется именно в этом - склоненная в экран телефона или компьютера голова мешает нормальному кровоснабжению головного мозга. Еще одним спутником активных пользователей электронных экранов является низкая двигательная активность, а это прямой путь к ожирению и, разумеется, болезням сердца и сосудов. Кроме того, электромагнитное излучение вашего гаджета может приводить к снижению концентрации гемоглобина в эритроцитах - главного «перевозчика» кислорода, что проявляется тахикардией, шумами сердца и другими расстройствами. Как удалось выяснить ученым, электромагнитное излучение смартфона ухудшает качество спермы, замедляя подвижность сперматозоидов на 8% (а это уже немало!). Но, к счастью, подобное негативное влияние носит временный характер - если только вы не носите телефон в кармане брюк постоянно.

Не меньшую тревогу у специалистов вызывает целый букет психологических гаджет–зависимых состояний, которые уже по праву можно считать не только медицинской, но и социальной проблемой. Как ни странно, новые коммуникационные устройства порождают у людей чувство одиночества и изолированности. Ученые определили, что молодые люди каждый день тратят помногу часов, глядя на свой телефон и ожидая сообщений от друзей, а их отсутствие вызывает крайнее беспокойство. Депрессия, бессонница, снижение концентрации внимания, анорексия - вот далеко не полный перечень серьезных медико–социальных проблем, с которыми могут столкнуться подростки.

Но так ли уж виноваты гаджеты, что мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, портим свое здоровье? Здесь медики едины во мнении: чтобы меньше зависеть от электронной техники, чередуйте использование своих гаджетов с другой деятельностью, больше занимайтесь собой, детьми и не пользуйтесь телефонами в ситуациях, которые требуют концентрации внимания. Разумеется, чтобы идти в ногу со временем, совсем обойтись без них не получится. Ведь при всей своей вредности гаджеты не дадут нам заблудиться, всегда подскажут нужную информацию, позволят увидеть мир и многое другое. Только от нас самих зависит, будут они способствовать нашему развитию или деградации. Так что совет в этом случае очень простой: пользуйтесь, но не злоупотребляйте!

Владимир ХРЫЩАНОВИЧ, доктор медицинских наук.

Усольцева Д.Д. 1

Парамонова н.е. 1

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №6 МБОУ «Лицей №6», г. Иваново

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1.Актуальность изучения темы исследования

Неотъемлемой частью жизни современных подростков стали современные технологии, которые сопровождают нас везде: в школе, дома, на улице. Многие из нас уже не представляют своего существования без технических новинок современного мира - гаджетов, значение которых в нашей жизни может быть очень разным. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Для подростков самое большое значение сейчас отводится Интернету и телефону, которые с одной стороны позволяют людям быть постоянно на связи и обеспечить себя современными знаниями, с другой это постоянное существования параллельного мира с множеством возможностей: общение, торговля, игра, развлечения. Ежедневно во всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Школьники совмещают реальный и виртуальный мир, причем с каждым годом число детей, проводящих в виртуальном мире все больше времени увеличивается. По данным Фонда развития Интернета (2014), в среднем 91% российских детей в возрасте от 10-17 лет, пользуются Интернетом и выходят в Сеть в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. Время, проведенное в Интеренете, становится частью их распорядка дня и определяет для них новый стиль жизни. Объем информации, получаемой школьниками, не может не влиять психику и развитие личности детей. Интернет зависимость у подростков - распространенная проблема в современном мире. При всех полезных качествах компьютера - источник информации, фильмов, логические игры, головоломки, развитие коммуникативных навыков, способ найти новых друзей по всему миру, это источник опасности попасть в сети зависимости, так как именно подростки в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Еще более серьезной проблемой является зависимость подростков от сотового телефона, потому что телефон можно взять с собой везде и всегда без ограничений во времени и пространстве. Школьники утопают в «мобильном виртуальном мире», не замечая никого вокруг себя. Различные гаджеты прочно вошли в нашу повседневную жизнь и мы не представляем своей жизни без них, поэтому актуальность моей работы состоит в оценке зависимости школьников от современных гаджетов на территории нашей школы. Так как наблюдая за своими одноклассниками во время уроков и на переменах, общаясь с друзьями, я заметила, что ребята не отрываются от своих гаджетов: смартфонов, планшетов, телефонов, практически сводя к нулю общение реальное. Я думаю, что эта привязанность может перерасти в зависимость, а для некоторых моих знакомых этот диагноз уже реальность. Важно определить причины этой зависимости. Это может быть боязнь реального общения, семейные проблемы, отсутствие положительных эмоций, проблемы общения со сверстниками, одиночество или чрезмерная опека близких.

1.2.Цель и задачи работы

Цель: определить степень зависимости обучающихся школы от использования современных гаджетов

Задачи исследования:

    Изучить литературу по теме исследования

    Провести анкетирование среди обучающихся школы на гаджет - зависимость и провести анализ полученных результатов

    Представить результаты исследования на педагогическом совете в школе и общешкольном родительском собрании

Предмет исследования - зависимость обучающихся от использования гаджетов

Объект исследования - обучающиеся МБОУ «Лицей №6»

Гипотеза проекта: Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников.

1.3.Материалы и методика

Анкетирование проводилось среди всех школьников с 3-11 классы. Анкета разрабатывалась мною самостоятельно, затем анализировалась руководителем работы и школьным психологом. При работе были использованы следующие методы:

1. метод отбора и анализа литературы по заявленной проблеме;

2. метод анкетирования;

3. метод опроса;

4. метод сравнительного анализа;

5. метод математического моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в наглядном обосновании значимой проблемы. Результаты исследования могут применяться для подготовки к родительским собраниям и классным часам.

2. Обзор литературы

Работая с учебником «Экология человека», я поняла, чем опасна зависимость для подростков от современных гаджетов. Прежде всего постоянное пользование гаджетами вызывает сильнейшее умственно - эмоциональное напряжение. Это может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление - это следствие напряжённой и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе человек справляется с умственной нагрузкой и волевыми усилиями. Далее утомление нарастает.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Как следствием из этого появляются раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма. Затем может возникнуть стресс, который опасен для школьников тем, что не найдя выхода из состояния стресса, подросток может совершить попытку суицида. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье. Он установил, что стрессовые факторы вызывают комплекс защитных реакция организма, протекающих в три стадии.

В первую стадию (стадию тревоги) происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессовому фактору.

На второй стадии (устойчивость) организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Значительно ослабевает иммунитет.

Третья стадия (истощение) организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

В Книге «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013, приведен список некоторых заболеваний, которые являются следствием гаджет - аддикции (зависимости).

Постоянное пользование гаджетами может привести и к ряду заболеваний:

    Фотоэпилепсия, которая возникает от частого мелькания экрана.

    Постоянное недосыпание быстро приводит к физическому и эмоциональному истощению, так как свечение экрана нарушает синтез гормона мелатонина и подростки перестают спать.

    Коньюктивиты

    Поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц

    Головные боли, «Номофобия»

    Киберболезнь и киберхондрия Как отмечают исследователи, несмотря на надуманность проблем, человек при киберхондрии переживает настоящие душевные и физические мучения, вплоть до страха смерти.

    «Эффект Google». Его смысл заключается в том, что человек уверен: любую информацию можно всегда легко найти в Интернете. По этой причине современному человеку знания просто не нужны. Такая убежденность особенно свойственна детям и подросткам. Мозг отказывается запоминать информацию, зная, что гораздо проще заново найти ее, чем потратить какие-то усилия.

    Синдром фантомного звонка. У человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему часто кажется, что в его кармане звонит или вибрирует телефон, хотя на самом деле этого не происходит.

В учебнике Обществознание для 7 класса авторов А.И Кравченко и Е.А Певцовой 2012 года издания я выяснила, что подростками считают школьников11-15 лет. В психологии и педагогике принято считать это подростковым возрастом, что соответствует среднему школьному возрасту.

В книге Н.Э. Потемкиной «Особенности развития подросткового возраста», я узнала об особенностях развития подростков именно в момент переходного возраста. В период подросткового возраста возможны психологические отклонения, повышенная чувствительность и стресс. Не многие могут сдерживать свои эмоции. Как может быть связан переходный возраст с современными гаджетами? Развитие подростков нестабильно, они хотят казаться взрослыми и самостоятельными. Несомненно, виртуальные сети являются большим прогрессом в современном мире. Благодаря интернету мы можем общаться с людьми, которые проживают за океаном и находятся в тысячах километрах от нас. В сетях мы находим старых друзей, родственников и коллег по работе, а также обретаем новых. Все, наверное, замечали, что в конце встречи с каким-либо человеком мы просим не номер телефона, а ник на сайте, чтобы продолжить общение в виртуале. Главный парадокс соц. сетей — он сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто находится рядом с нами. Соц. сети став прогрессом для общества в целом, стали регрессом для отдельного человека. Даже проживая в одном городе, на одной улице, нам куда проще отправить сообщение, чем встретиться с близким человеком. Настоящие чувства и эмоции превратились в смайлы. Отдельной темой являются игры в сетях. Они делают из людей настоящих зомби. Это необъяснимые явления — геймер из Японии вступил в брак с героем виртуальной игры, а девушка из Британии собиралась выйти замуж за ноутбук.

Мнения по поводу виртуальных сетей различны: одни считают их большим шагом вперед к новым технологиям и разработкам, другие думают, что люди из-за соц. сетей народ перестает правильно рассуждать, красиво говорить; исчезает ощущение реальности, таким образом, люди стараются уйти от разнообразных проблем и обязанностей. Исследователи выявили, что роль сетей особо велика в жизни молодого поколения, практически 75% опрошенных имеют аккаунты в сетях при этом, не считая себя от них зависимыми. Сети губят нас, отбирают время, которое мы могли бы потратить на более увлекательные занятия. На примере зависимости людей от гаджетов рассмотрим любимую игру среди подростков и молодёжи Minecraft. На данный момент появились интересные жанры Ати - грифер шоу. На сервере у каждого есть своя территория - прива, НО как такового может не оказаться. Тогда простые новички просятся к кому-либо «Жить». Гриферы - люди, втирающиеся в доверие и ворующие предметы другого человека. Ютуберы - миллионники создают свои сервера на Minecraft, после чего просят у кого-либо «приютить их». После данного процесса они начинают над ними смеяться, сами отбирают вещи, ломают дома, а после чего банят человека, т.к гриферство запрещено. Как чаще это бывает, на тот момент оба собеседника находятся в контакте, т.е они общаются, по Skype, к примеру. Данные сцены приводят к истерикам, суициду, что доказывает негативное влияние на подростков гаджетов. В книге «Современные гаджеты и их влияние на детей», И.А Жуковой приводятся данные ЮНЕСКО, что 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Я надеюсь, что результаты моего исследования помогут мне и моим друзьям ответить на вопрос: как же влияют современные гаджеты на нашу жизнь и наше здоровье.

3.Результаты практических исследований

Рисунок №1

Как видно из диаграммы, практически все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты.

Рисунок №2 Как вы используйте свой телефон?

Как видно из анализа диаграммы, телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков.

Рисунок №3 Как вы используйте свой компьютер (планшет)?

Как видно из анализа диаграммы, большинство школьников используют домашние компьютеры для поиска учебной информации, для игр, для общения в социальных сетях. Я думаю, что время, проведенное за компьютером, контролируют родители.

Рисунок №4

Сколько времени Вы смотрите телевизор?

Каждый пятый респондент ответил, что не смотрит телевизор, скорее всего потому, что может смотреть любимые передачи и фильмы, пользуясь телефоном или компьютером. Две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени.

Рисунок №5

Сколько времени вы уделяете учебным занятиям?

Как видно из диаграммы, учебным занятиям школьники уделяют разное время. 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

Рисунок №6

Сколько времени вы тратите на помощь родителям в домашних делах?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что практически все респонденты помогают дома родителям справляться с домашними делами.

Рисунок №7

Сколько времени вы читаете?

Из данных диаграммы видно, что половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более.

Рисунок №8

Во сколько вы ложитесь спать?

Можно сделать вывод, что большая часть школьников явно не высыпается. Так как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются.

Рисунок №9

Сколько времени длится ваш сон?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов. Эти данные можно подтвердить моими наблюдениями за присутствием в социальных сетях моих друзей. Я вела наблюдения в 2 часа ночи в течение 7 дней. Результаты получила следующие:

Рисунок №10

Как видно из данных таблицы, ночью ребята активно общаются в социальных сетях вместо того, что бы спать.

Рисунок №11

Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

На свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов.

Рисунок №12

Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

Большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью.

Рисунок №13

Бывают ли у Вас:

Как видно из анализа диаграммы, многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни.

Рисунок №14

Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

Респонденты указали, что у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья.

Рисунок №15

Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

Практически каждый второй школьник ответили, что информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко.

Рисунок №16

Влияет ли ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

Из анализа диаграммы видно, что у 500 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

4.Выводы по результатам исследования

1. Исследование проведено на основе итогов анкетирования 500 респондентов.

2. Анализ проведенного анкетирования показал:

а) все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты;

б) телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков;

в) две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени;

г) 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

д) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

е) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

ж) большая часть школьников явно не высыпается, так - как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются;

з) только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов;

и) на свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов;

к) большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью;

л) многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни;

м) у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья;

н) информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко;

о) у 400 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

3. Гипотеза проекта подтвердилась полностью. Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников и успеваемость в школе.

4. Большее влияние оказывает телефон, так как им дети пользуются и в школе и ночью. Именно телефон больше других гаджетов влияет на зрение, так как маленький экран вызывает постоянное напряжение глаз и кистей рук при наборе СМС и может спровоцировать фотоэпилепсию и заболевания кистей рук, поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц.

5. Негативное влияние на здоровье оказывают не сами гаджеты, а несоблюдение школьниками правил пользования и норм работы с телефоном, компьютером, планшетом.

1. Познакомить с результатами исследования родителей школы на общешкольном родительском собрании и на классных родительских собраниях.

3. Обсудить результаты исследования с школьным психологом и заместителем директора по воспитательной работе для планирования мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и сознательного соблюдения режима дня.

4. Провести обсуждение полученных результатов с подростками в социальных сетях с целью изучения мнения социума.

6. Список литературных источников

1. И.А Жукова, «Современные гаджеты и их влияние на детей», М.: 2012

2. «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013

3. А.И Кравченко и Е.А Певцова, Обществознание, М.: «Дрофа», 2013

4. Н.Э. Потемкина «Особенности развития подросткового возраста», М.: «Просвещение», 2012

    Н.М. Чернова, В.М. Галушин, «Экология человека», М.: «Дрофа», 2012

Приложение №1 Фотоприложение

Приложение №2

Анкета для школьников

    Какие современные технические новинки у Вас есть?

а) телефон, б) компьютер (ноутбук), в) планшет, г) телевизор, д) ваш вариант ответа

2.Как Вы используйте телефон?

а) для разговоров и СМС, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для селфи ()

3. Как Вы используйте компьюер?

поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

4. Как Вы используйте планшет?

а) для поиска учебной информации, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для просмотра фильмов, е)для чтения книг (поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

5. Сколько времени Вы смотрите телевизор?

а) от 1ч.-2ч., б) от 2ч.-3ч., в) от3 ч. -4 ч., г) ваш вариант ответа

6.Сколько времени Вы учите уроки?

7.Сколько времени вы посвящаете домашним делам, помощи родителям, старшим родственникам?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

8. Сколько времени в день Вы читаете?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч., д) менее 30мин.

9.Во сколько вы ложитесь спать?

а) в 20-21ч., б) в 21ч.-22ч., в) в 22ч. - 23ч., г) после полуночи

10.Сколько часов длится ваш сон?

а) 8-10ч, б) 7-8 ч., в) 6-7ч., г) менее 6 часов, д) Ваш вариант ответа

11.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

12. Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

а) да, б) нет, в) не задумывался, г) ваш вариант ответа

13. Бывают ли у Вас:

а) головные боли, б) сонливость, усталость, в) беспричинная тревога, г) апатия, д) внезапная агрессивность, е) нежелание идти в школу, ж) нежелание общаться с друзьями, родителями, з) ваш вариант ответа

14. Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

часто редко не бывает постоянно

15. Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

а) да, б) нет, в) достаточно часто, г) ваш вариант ответа, д) редко

16. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

а) да, б) нет, в) ваш вариант ответа

 
Статьи по теме:
У меня новый смартфон! А что делать со старым? Дорогу старикам! Восемь способов использовать старый смартфон на Android Что сделать из старого телефона на андроид
У планшетов есть одна проблема: они быстро устаревают. В основном это касается устройств на Android, но и iPad эта неприятность тоже не обходит стороной. Ещё недавно вы на полную катушку использовали свой планшет, а сейчас вдруг выяснили, что производител
Устранение проблемы «В приложении произошла ошибка» на Android Почему не обновляется по на андроиде
Компания Google ежегодно выпускает крупмные обновления ОС Android до новой версии. Пользователи устройств серии Nexus (а теперь — Pixel) своевременно и оперативно получают свежие выпуски прошивки, которые можно установить без участия компьютера. Однако др
Все о зарядке Xiaomi Mi Band Сколько заряжается xiaomi mi band
Наша детальная инструкция поможет вам настроить и подключить фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 2, а также разъяснит, как им пользоваться в паре с приложением Mi Fit.Этот элегантный спортивный браслет предназначен для любителей спорта и начинающих фитнес-спорт
Доклад с презентацией к родительскому собранию на тему:
В век информационных технологий очень сложно оградить детей от использования различной техники, электроники и гаджетов: компьютеров, телефонов, планшетов и пр. Да, и нужно ли это? Возможно, в использовании этих устройств для детей содержится и немало поль